В соседней теме Как распознать в себе гордость? интересный поворот обозначился. На мой сугубый взгляд :)

gosha писал(а):
ты лучше становишься от этого ? добрее , спокойнее , мудрее ? давай поговорим по теме .что ты сам делаешь в себе , когда чувствуешь гордыню ?

Тут сложность ... принятие бытия в карме начисто снимают само понятие "гордыня". Гордыня ведь что? - гордыня - это ИЗБРАННОСТЬ. Исключительность. А какая может быть "исключительность" (т.е. не так как у всех) в безличном законе причинно-следственной обусловленности?

Ответственность - то да, та растёт, и чем более принимаешь единство и карму, тем ответственнее твоё поведение и отношение к миру.

А если про "гордость" (не "гордыню"), то по прошествии времени если находится что-то сделанное на "отлично", то можно им и погордиться. Но что важно - "погордиться" не означает почувствовать исключительность - мол, это я, я, я ... - это гордыня. А именно радость за удачно, хорошо, правильно сделанное. - вот это в моём понимании "гордость".

Т.е. сначала сделай как дОлжно, а потом этим можно гордиться, что равно испытывать радость . И чем больше правильного и дОлжного делашь, тем более в тебе радости (а с ней и повода гордиться).

Видишь какой я адский житель? - я "гордость" уравнял" с "радостью". И тебя к тому призываю.

Наши правоверные православные опираясь на догматику утверждают, что "гордость" и гордыня" не просто однокоренные слова, они тождественны по сути. И действительно, если посмотреть на догматику, то гордость есть одно из качеств, прямой дорогой ведущее во ад. Сто и один пример можно привести из Писаний, где гордость отождествляется с гордыней если не впрямую, то опосредованно.

НО! Что побуждает нас (вас, их) гордится? - дык ни что иное, как что-то хорошо сделанное, что-то правильное в наших глазах, некое наше достоинство. мы же не гордимя нашими неудачами? Хотя гордыню по поводу исключительности собственной низости или иного нашего падения вполне можем испытывать. Так я не про "гордыню", а про "гордость".

Может кто-то гордиться сделанным, и сожалеть о своём деле? - нет это будет стыд или раскаивание, но не гордость. Или же это будут разные дела.
Может кто-то сделать что-то хорошее, важное и НЕ гордиться успехом? - нет. Это взаимно обусловленные понятия! (Тут необходимо отметить, что оценка "важности", "правильности" - есть оценка самого делателя и это в его глазах происходит - и гордость, и радость. Другие же могут полагать с точностью до обратного, но это иной аспект обсуждения ).

Есть ли опасность на почве гордости вырастить кичливость и гордыню? - конечно есть, но это опять же иной аспект обсуждения.

Но, что мы встречаем в христианстве и в частности в догматическом православии? - самоуничижение, отрицание достоинства гордости как явления, как соблазна самости и отпадения.

А что? - Кто ты такой - "православный догматик"? Ты раб, и дела твои грязны исходно. И если что-то когда-то по попущению Божьему ты и сделал не злое, то это не ты, то Бог в тебе. А коли так, то чем тебе гордиться?

А с того и чему тебе радоваться?

Но как же радость от богообщения, или та "тихая радость", что так любима Серафимом Саровским?
Представим, что подвижник некий устоял в духовной битве и обрёл радость богообщения. "И ангели поют на небесех ..." и что ж - подвижник сей не возрадуется? - возрадуется! Будет ли он гордится собой - Нет!. "То не я, то Бог во мне!. И нет мне в том заслуги".

Ну, ооооочень благостно. Но очень непонятно оказывается: если сделано хорошо и верно, и правильно, и прочаяя всё славно - разве это не достойное основания гордиться своим делом?

"Своим делом" -- вот, наверное, отгадка. Гордится делом или собой.

Если я рад (горжусь) за дело - то гордость моя праведна!
Если я рад (горжусь) собой - то гордость моя обращатся в гордыню.

И получается, что таки правомерно уравнивать гордость с радостью и наоборот. Но с уточнением - кем и чем ...