И это пройдет

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » И это пройдет » Эзотерические статьи » Сущность йоги


Сущность йоги

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

С разрешения автора книги буду выкладывать в этой теме отрывки публикаци  :flag:

Отредактировано Моль (2019-01-06 22:27:26)

2

Истинная сущность йоги

Представленный далее текст является попыткой описать важные моменты постижения
высшей йоги, которые чаще всего оставались в тени. И дело отнюдь не в повышенной
секретности материала, а в том, что изначально затрагиваемая тема была недостаточно
досягаемой для изучения, да и просто хотя бы обозначенной. Многочисленные
курсы по йоге, а также ещё более широкая книжная периодика: эти источники
не скрывают некое «нечто». Всё дело в том, что этого «нечто» там просто нет. Справедливости
ради можно заметить, что данное положение не является абсолютным, ведь
какие-то авторы, как и руководители школ, наверняка обладают знанием более глубинных
аспектов йоги, чем тот предел, в котором они позволяют себе писать или преподавать.
Скорее всего, такие явления как устная передача в тесном кругу всё ещё существует,
иначе йога бы давно уподобилась некой гимнастике, вариации фитнеса, и
ничего большего никто бы от неё не ожидал. Именно этот момент, этот скрытый двигатель
мы и попытаемся высветить настолько, насколько это вообще возможно. Мы заполним
пробелы, соединив таким образом разрозненное, а также внесём ясность там,
где пока остаётся свобода для различных трактовок, нередко напрочь далёких от действительного
положения вещей. Так чего же ожидать от предлагаемого материала?

Продолжение

Вам будут даны описания того, что происходит при практиках высшего порядка. Они не
проходят незримо. У них есть как наблюдаемые признаки, так и собственно механизмы,
которые приводят их в движение, если это угодно. Но ведь что-то же лежит и в основе
самих этих механизмов. Да, сегодня существует множество сведений, которые
вроде бы объясняют предмет, но мы поступим чуть иначе — постараемся минимализировать
присутствие возвышенной философии, сложных энергетических теорий, витиеватых
иносказаний. Однако же, кому они действительно всё исчерпывающе прояснили
и помогли успешно продвигаться? Вот, к примеру, такой технический штрих:
«непрестанно взбалтывай жизненность по месту её изначального обитания и затем с
силой удерживай её от сторонних путей, оставляя лишь середину...». Это выражение
намного объёмнее, но всё оно выдержано в подобном духе. Нисколько не умаляя значение
отрывка, я задам вам вопрос: он может стать основанием для большой практики?
Он и эффектный, и значимый, но лишь дополнительные сведения смогут сделать
так, что подобные выражения, кроме впечатлений, начнут приносить и пользу. Кундалини,
жизненность, самадхи: всё это стало настолько привычным, что часть того благоговейного
трепета, который навевали эти слова раньше, просто развеялась, уступив
место более обыденным реакциям. Даже можно периодически слышать, что некоторые
инструктора уже давно просветлены, а ещё кто-то где-то пробудил кундалини и
теперь ведёт к этому же всех желающих. Я не стану брать все эти утверждения, но
большинство из них, как минимум, несерьёзно. Часто наблюдаемые высказывания на
тему кундалини звучат с позиции знатока, перечитавшего много книг, посетившего
массу семинаров, даже, возможно, гостившего в ашрамах и обладающего обширными
навыками в одном или более видов йоги. Это тоже опыт, это даже, может быть, важно
на каком-то этапе, но являются ли такие сведения исчерпывающими? Ведь будет суще-
ственная разница, если об этом же будет говорить тот, кто действительно пробудил
кундалини, — я повторюсь, действительно пробудил, а не случаи, когда слышно о
нахлынувших счастье и гармонии. Как раз здесь мы и постараемся внести недостающее,
а именно — ту ясность, которая касается непосредственно процесса становления,
то, что приводит его в движение, и как, собственно, это движение происходит.

3

Сейчас я немного расскажу о себе. Можно смело утверждать, что никакого отношения
к «Большой Йоге» я не имею. Я никогда не занимался при каких-либо секциях,
тем более школах, не находился под чьим-либо руководством. Так происходит и по сей
день. В общем и целом, официально йоге я не обучался, равно как и не был в Индии, а
также странах Востока, не посещал многочисленные семинары, интенсивы, коих сегодня
великое множество. Я также не утверждаю, что они не нужны, лишь указываю, что
сам в подобной среде не вращаюсь. Как и многие другие, я стартовал, когда у нас
начала в изобилии появляться литература по йоге, даосской алхимии и тому подобном.
Много всего перечитал, ещё больше всего перепробовал: некоторое — урывками, некоторое
— гораздо более длительно, усидчиво, проявляя даже излишнее упорство.
Всё, к чему мне удалось прийти, — это нарастающее удивление описаниям достижений
древности, равно как и мощь и потенциал йоги в древних источниках, — и резко
противоположное ему сегодня. Казалось бы, та же йога, те же старания, а результат
даже близко не похожий! На моем пути было много разочарований, но было и другое.
Было ощущение, что дело не во мне и даже не в неправдоподобных текстах. Я понял,
что тут много чего не хватает! Мысль эта укоренилась настолько прочно, что игнорировать
её не представлялось возможным. Она стала «двигателем» моих настроений и поступков.
Это не значит, что я превратился в некоего маньяка, бредящего йогой даже во
сне; напротив, многие из моего окружения не знали о такой увлечённости, даже домашние.
Я просто стал искать и сравнивать огромное количество текстов, статей, высказываний
всех известных практиков — и бесконечно пробовать. На разное меня толкали
такие настроения, не обходилось и без «приключений». Нетерпение — такая противопоказанная
в йоге вещь, — но именно оно принесло свои результаты: искомые,
ожидаемые и желанные. Получилось то, что казалось не особо возможным, но, видимо,
я так надоел этой жизни, что однажды она «взяла меня за шиворот» и грубо ткнула
носом прямо в то, что я искал, в существовании чего был уверен, хотя ничего извне до
сего дня этого не подтверждало. Может, это только мои впечатления? У вас появляется
возможность самим сравнить описываемое далее с тем, что вы читали ранее или слышали
на различных уроках. Это не некий новый вид йоги, а освещение ранее скрытых
моментов, значимость которых определяет полноту понимания йоги как таковой. Посему
то «новое», что я собираюсь вам представить, является ровесником этому миру.
Невзирая на то, что вас привлекает в йоге, — какие её виды, степени интенсивности в
занятиях, — во всех этих и других случаях все смогут извлечь что-то полезное для себя,
что будет открываться на протяжении всего обзора. Только я должен вас предупредить!
Ввиду специфики материала последовательность в описании может быть изменена.
Вам также может показаться, что местами читаемое вовсе состоит из обрывков и
не совсем смежных тем. На самом деле, такая форма подачи взята для упрощения понимания.

Продолжение

Многое из разбираемого не рассматривалось ранее в подобном ракурсе, а
что-то вообще никогда не рассматривалось. Порой знание следующего поможет лучше
понять предыдущий материал. Но, поспешу вас заверить, вы не столкнётесь с набором
ребусов; все рассматриваемые значения по мере раскрытия будут стянуты в единую
целостную картину с чётко прослеживаемой последовательностью, поэтому сложностей
для осознания предлагаемого материала не будет. Я постараюсь упростить многие
положения, не искажая их смысл, также буду избегать специальной йогической терминологии,
витиеватой философии. Я — не сторонник завуалированных изложений, потому
линия описания пойдёт в ключе обычного человеческого языка, общепонимаемого
и простого.
Итак... Описание-иллюстрация «двигающих» моментов йоги с их, если угодно, изнаночной
стороны. То, что при этом происходит. Выход на самую «живую» часть практики:
чем это «делается в вас», как уцепляется та самая «шестерня», и что, собственно,
это за шестерня, как привести её в движение, а также то сопутствующее, что лежит в
основе наших начинаний, и как оно проявляется по дороге

4

Мы начнём наше изложение так, будто часть уже пропущена, но я предупреждал
о специфике подачи материала, в итоге всё встанет на свои места. Итак, сами методы,
которые я предлагаю рассмотреть, как и их теории — это способы осуществить продвижение
в йоге всецело за счёт телесно ориентированных практик. Как бы парадоксально
это ни выглядело, но всё именно так: методы для достижения результатов,
предлагаемых высшими видами йоги, — физические. Если вам это покажется странным,
то давайте вспомним такую простую мысль: в этом мире абсолютно всё взаимосвязано!
Нет ничего самостоятельного в целой системе, ни единой соринки, не говоря
уже о живом человеческом теле. И предлагаемая тема не является моим изобретением,
её возраст неотъемлем от возраста йоги вообще, однако доступность подобных материалов
оставляла желать лучшего. Нет никаких противоречий в том, что тело может
стать дорогой к высшему. Человек начинается где-то в глуби бесконечности — там, где
нет начал и завершений, — но всё прочее берёт свою исходную именно оттуда. Начинаясь
где-то в глубинах бесконечности, мы завершаемся здесь, снаружи, с этим телом,
как бы упираясь в него при распространении изнутри вовне, останавливаясь в этом завершении
нашего проявления. Начались мы в необусловленной бесконечности и завершились
в этом видимом и плотном теле. В нём мы, говоря грубее, закончились. Но
это не тупик. Его следует рассматривать совершенно иначе. Это прочная и подходящая
опора. Любое направленное усилие делается возможным лишь при наличии той или
иной опоры. Другими словами, где мы завершаемся, там же, с помощью этого, мы можем
и начаться вновь. Так что никаких противоречий. Немало видов йоги основано, по
большей части, если не основной, на механизмах телесного продвижения к высшему.
Это некоторые виды Тантры, линии практик Кашмирского Шиваизма, Кундалини-йога,
Агхора и многое другое. Не всё из этого, строго говоря, именуется йогой, но нельзя отрицать
их тесное переплетение и схожесть принципов. Существуют способы, основанные
полностью на практиках телесной направленности, и они не менее эффективны,
нежели прочие виды йоги, хотя бы потому, что они предельно «опорные». В них всё
намного определённее, понятнее, их «досягаемость» куда контактнее...
Вы знаете, что различные телесно ориентированные виды йоги, когда они подходят
к построению чего-то большего, нежели стартовая подготовка или просто продвинутая
работа с телом на механическом уровне, — с этого момента появляются разные
способы, назначение которых уже не распространяется лишь на физиологические регуляции.
Они могут отличаться в зависимости от практикуемого вида йоги, но у них общее
основание: подготовить нас к чему-то большему. Из наиболее известных — комплекс
мер для смешения праны с апаной. Это некая площадка, с которой дело сдвигается
ещё дальше. Прочистка каналов, пробуждение центров и прочее... Так или иначе,
эти способы обозначены как мощные инструменты воздействия на нужные процессы, с
яркими результатами. Все знают о том, что есть люди, подолгу занимающиеся практи-
кой, включая даже эти более сложные и продвигающие методы, — но происходит ли
что-нибудь? Не в счёт рассказы о тепле в животе, позвоночнике, о странных ощущениях,
лёгкости и многом другом.

Продолжение

Примем во внимание лишь известный факт из чьей-либо
практики, где начались мощные бурные перемены, пошедшие по нарастающей и уводящие
человека во всё более открывающиеся просторы непостижимости. Много ли
таких случаев? Ответ известен. И опять всё тот же вопрос: а что же делается не так, или,
может, чего-то не делается? Опасаясь многих задеть следующим высказыванием, тем
не менее, я сделаю его, поскольку есть случаи, когда «политкорректность» может
нанести гораздо больше вреда, нежели пользы. Излишняя мягкость и компромиссность
может быть не только деликатностью, но и прикрытием для заведомой ошибки,
которая должна быть рассмотрена на свету и исправлена. Я заранее прошу прощения
за всю следующую манеру изложения. Она не ставит целью кого-либо оскорбить или
утвердить некое превосходство и так далее. Одна-единственная задача — это внести
ясность в те вопросы, которые долгое время оставались в тени, и иногда это может выглядеть
вульгарно, но лишь выглядеть, не более того.
Чтобы идти дальше, придётся признать, что различные направления физической
йоги превратились в своего рода чудаковатую гимнастику. И это при том, что единственная
цель йоги, причём любой йоги — вовсе не здоровье, не гибкость и не душевное
равновесие. Возвращение к своему истоку, обретение целостности, пробуждение в
источнике бытия без потери самосознания — вот единственная цель. Да, она может
предложить и меньшее: здоровье и прочее. И те, кто стремится лишь к этому, ни в чём
не заблуждаются. Это их осознанный выбор, и здесь вполне можно найти всё желаемое.
Другая же часть ищущих — это те, кто устремлён к большему, нежели перечисленные
малые блага. Им сложнее, поскольку имеющиеся сведения, мягко говоря, недостаточны.
Есть рвение, есть старательность, но нет надлежащего инструментария и
нет ориентиров. Достижения сводятся к тому, кто поразмашистее согнётся. Однако это
нисколько не приближает к искомому, как и не делают этого умение ходить по углям,
гвоздям, развитие выносливости и прочее в этом духе. И это особенно обидно, учитывая,
что физическая йога обладает всем необходимым для продвижения к высшему:
иметь тело и нужные, правильные способы воздействия на него, — это всё, что необходимо
для обретения того же, что предоставляет успешная практика продвинутых
стадий медитации. «Физическая» не означает «второсортная» или «низшая». В этом
мире вообще нет ничего низшего. Даже Хатха-йога — это не такая уж и простая вещь,
как её выставляют. Или кто-то допускает мысль, что такие мощные сидхи как Горакша и
Матсиендра приложили руку к созданию системы, благодаря которой граждане могут
лишь оздоравливаться? Если она вам таковой видится, то лишь потому, что от целого
нам известна, в лучшем случае, десятая часть того, что касается этой системы. Древние
мудрецы, оттачивая методы йоги, разрабатывали отнюдь не вариацию фитнеса с релаксом
и аутотренингом. Всё куда сложнее. Ключ есть во всём. Любое проявленное
имеет след к истоку, а тело в его случае — не просто след, а целая тропа! Располагая
данными о правильных методах, можно говорить о том, что пробуждение кундалини
— это не вопрос нескольких жизней и даже десятилетий. Всё это полностью реально в
более-менее ближайшее время, причём реально для кого угодно, невзирая на уровень
подготовки или отсутствие такового, невзирая на некие врождённые данные или обладание
какими-то заслугами, а также «подходящую, или не очень, карму».

5

Сейчас сложности множатся не только из-за недостатка подлинных знаний, но и
из-за выработанного с течением времени некоего своеобразного отношения к йоге и
тем результатам, на которые она направлена. Здесь не может быть разночтений: если
это мощь, пробуждение, изменение относительно порядка вещей, то это так и есть. Во
всю, что называется, величину. Но вот вам пример распространённого мнения о том,
что такое йога, в глазах многих практиков сегодняшнего дня. Мне доводилось встречаться
с преподавателем Кундалини-йоги. Той, что принёс на запад йог Бхаджан. Эта
волна вообще приняла вид некоего движения, и я ничего не имею против, но посмотрите,
что думает инструктор, по сути, международного уровня, о том, что преподаёт. Я
просто спросил его, что для него означает йога в том смысле, в каком нам передала её
древность. Тот максимум, который он в ней видит, как в своей преподавательской деятельности,
так и в личной практике. И вот какой был ответ: «Ну, это, конечно, здоровое,
гибкое и моложавое тело, но главное — это повышение осознанности, мир с собой и
что-то вроде вселенской гармонии...» Я его не цитировал, но смысл передал точно.
Меня так и подначивало спросить: «Что же означает термин “кундалини” в системе,
которую вы преподаёте, и какое место он в ней занимает?» Однако я промолчал. По
лицу и глазам было видно, что он дал самый полный ответ. Моё «уточнение» могло
оказаться неуместным и даже издевательским. Пусть будет гармония. Здесь я повторюсь:
это тоже может быть достойной целью, но в том случае, когда это осознанный
выбор, при знании прочих. Но не тогда, когда йога представлена так, будто это и есть
единственное наивысшее достижение, а ищущие не знают ни о чём другом. В этом
втором случае продвижение подобных постулатов есть ограничение йоги, её профанация!
Пробудить, включить единицу на базе целого, без потери единичности, — вот
единственная цель йоги. Она может поправить здоровье, улучшить жизнь, разобраться
с отдельными проблемами, для чего есть свои способы. Но это не цели, а «нечто по
дороге», если мы рассматриваем йогу в её абсолютном значении. Многие сделавшие
йогу образом жизни демонстрируют чудеса акробатики, выносливости, силы, но никого
это не приблизило к той единственной цели, на которую и направлена йога, от которой
она неотделима. Потому в йоге цель и путь — это одно в своём итоговом значении,
и она — куда большее, чем только оздоровление, стрессоустойчивость и подобное.
Итак, существует множество видов йоги, а значит и практик. Если подойти к этому
вопросу проще — разделить их для большей ясности, — то можно говорить, что одна
ветвь — это та, что основана на медитативных методах продвижения, а вторая — это
телесно-ориентированные занятия. Такой подход принят лишь для большего понимания
того, о чём далее пойдёт речь. Разумеется, существует множество видов практик,
где совмещаются различные способы, но для наших целей мы поступим категорично и
разделим всё следующим образом: поскольку здесь рассматривается способ, который
основан на физических практиках, то методы медитации я затрону лишь тогда, когда
это будет уместно в свете текущего обсуждения, и лишь настолько, насколько это может
касаться интересующего нас предмета. А главное, что и будет рассматриваться подробно,
— собственно телесные способы достижения результатов, которые даруются
йогой высшего порядка. Это не означает, что я недооцениваю возможности медитации.

Продолжение

Целью ставилось рассказать о способах, берущих начало в теле и целиком на него
опирающихся, показать, как это может привести человека к тому, к чему вообще возможно
выйти при помощи йоги, указать на то, что происходит с телом во время таких
практик, и как, собственно, это вообще выглядит. Насколько туманен предмет, можно
понять из следующего примера: если взять какую-либо асану, несложную, полностью
изученную, даже привычную, и добавить к ней всего несколько элементов (в зависимости
от асаны — от трёх до пяти), то случится удивительное. Она вдруг приобретает
свойства, ранее за ней не замечавшиеся, она будто включится, наэлектризует тело, и
всё это совершенно отчётливо ощущается. Такое «нововведение» — не мои эксперименты,
не догадки, это уже было как неотъемлемая часть асаны. То есть, это не дополнения,
не модернизация, — это придание ей того вида, который ей и свойственен от
начала. Где такие детали, вопрос отдельный, и мы вернёмся к нему, а пока данная
сноска сделана для того, чтобы показать, что далеко не всё так просто с тем, что, вроде
бы, известно и привычно...
Итак, начнём. Попробуем подойти к предмету так, чтобы стал понятен сам исток.
То есть, «нечто», где обычно обрываются любые сведения, и дальше вроде как уже
подъём кундалини или запредельные состояния сознания. Но самый важный момент
— тот, где физическая практика становится чем-то большим, нежели просто механикой,
что происходит в это время, и что предшествует таким переменам. Иными словами
— как и когда тело становится инструментом, способным продвигать нас далее, чем
вершины гимнастических достижений.
Если некто занимается телесно-ориентированной йогой, следуя при этом системе,
которая обладает всей полнотой сведений о себе, в их прямой, точной трактовке,
то, вне зависимости от того, что это за вид йоги, при всех возможных отличиях, сама та
часть пути, где начинает происходить «нечто», будет одинакова. Невзирая на то, с какой
стороны, так сказать, добрались до этой отметки. Практика начнёт оживать. Существуют
приёмы, известные под названиями бандхи, мудры, и могущие применяться как
отдельно, так и будучи частью неких комплексов, — вот они и станут показателем того,
что практика успешна, что «уцеплена» сама жизнь, и она начинает отвечать сотрудничеством
на встречу вашим усилиям. Что это означает? А то, что данные приёмы начинают
проявляться спонтанно, без того, чтобы этим занимались отдельно. Бандхи и
мудры — есть замки и печати. Их назначение состоит в том, чтобы запирать силу по
местам рассеивания и оборачивать её поток вспять. Это в самых общих чертах, но для
прояснения всего последующего пока достаточно.
Вот теперь можно постепенно включать детали, цель которых — развёрнуто проиллюстрировать
всё то, что было упущено или же вообще никогда не включалось в содержание
разнообразных текстов или в программу преподавательской деятельности.
Жизненность движется через нас. Пребывая с нами, она приводит всё в движение. Затем
она покидает нас, и мы нуждаемся в восполнении в виде сна, дыхания, пищи. Этот
приток-отток подчинён определённым циклам, и в диапазоне активности такого цикла
мы тратим жизненности либо меньше, либо больше нормы. Последнее происходит в
случаях повышенной активности, эмоциональности, неподходящего образа жизни и
ещё ряда факторов. Сейчас важно не это. В глобальной, но очень упрощённой схеме,
сама наша жизнь выглядит примерно так: представьте линию. Разделите её на два отрезка,
поставив на линии точку, но ставьте её не посередине, а слегка отступив от одного
края. Получилось, что первый отрезок совсем мал, а второй непропорционально
огромен по отношению к первому. Так вот, это модель жизни ребёнка. Большой отрезок
— это сколько жизненности притекает, а малый, после точки — это рассеивание,
потеря. Там, где приток переходит в потерю, в самой точке соприкосновения того и
другого, где на мгновение всё замирает, переставая быть пополнением или расходом
— в этой самой точке и собраны мы как таковые. Это настолько хрупко, что выглядит
почти как случайность. В этой точке увязывается наша ежемгновенная целостность. По
мере созревания, взросления, точка будет смещаться. Потеря понемногу увеличивается,
а поступление так же понемногу уменьшается. Когда точка доходит до середины
линии, деля отрезок на равные части, это соответствует пику зрелости, здесь поступление
и расход уже равны. Отсюда силы всё меньше для различных нужд тела, которые
компенсировали фактор износа. Восстановление понижается, балластные вещества
выводятся в меньшем объёме, начинается «цементирование» ткани и понижение её
отклика на нервное воздействие, на поддержание правильного уровня реакций и т.д.
Конечно же, это всё не лавинообразно, а по нарастающей. И так точка сдвигается всё
дальше и дальше, к другому краю, пока однажды не завершит линию. Теперь начал
преобладать один сплошной расход, а происходит такое лишь раз. И что это означает,
вполне очевидно без дополнительных объяснений. Так начавшийся некогда каскад
циклов течения силы продвигает себя к своей итоговой точке, где он и исчерпывается.
От качества массы (тела), через которую он движется, зависит, вносится ли деструктивность
в его поток или нет. Большинство начальных занятий по йоге сводится к нескольким
положениям: выстроить качественный проводник, увеличить объём поступающей
силы, научиться сберегать силу и препятствовать её потере. Это как краеугольный камень,
остальное выстраивается вокруг и является вспомогательным средством. Как я
ранее написал, можно добавить некие элементы к известным практикам, и это изменит
их до неузнаваемости. Слово «изменит» не совсем верное. На самом деле оно сделает
их тем, чем они и должны быть и, собственно, являются. Это справедливо для
большей части практической составляющей йоги. Идя таким полным путём, человек
продвигается к качеству несколько большему, чем то, что начиналось в упражнениях.
Практика начинает активизироваться, становится интенсивнее, превосходя вкладываемые
в неё усилия. Вот здесь формируется и впервые начинает проскакивать то, что
можно отнести к признакам, произошедшим не в силу очередного освоенного напряжения,
изгиба, вообще любой нашей деятельности, а того, что сделано не нами. Того,
что сверкнуло само. Хоть это и является прямым следствием предыдущих усилий, но
происходит уже независимо от них. Та линия соприкосновения с чем-то большим
начинается тогда, когда обучающийся, исчерпывая подготавливающие методы, созревал
под их воздействием и органично подходит к тому, что можно назвать большой
жизнью, как внешней, так и внутренней. До сих пор это происходило опосредовано, а
сейчас, пусть и слабо, как бы ощупью, но напрямую. Эффект критической массы подошёл
к своей разрешающей точке, и образовалось новое качество. Это то, что и известно,
и хорошо изучено. А так ли обстоят дела на самом деле?

6

Нечасто встречается в различных источниках информация о проявлении спонтанных
бандх и мудр, полностью самовозникающих. С объяснением этого явления всё совсем
плохо. Природа явления, его место в практике, и что это вообще означает, — об
этом нигде нет никаких сведений. Отсюда будьте внимательнее, а я постараюсь сохранять
простоту изложения, и та упущенная линия откроет вам потерявшееся в тени...
Бандхи, мудры: длительная практика этих приёмов, перелопачивание гор литературы
с целью узнать о них всё, что только возможно, — ничто из этого не приблизит вас
к пониманию того, что же это такое. Да, всё это описано, опробовано, но тем не менее.
Мы сделаем отсылку к ранее сделанному утверждению, что доступная информация
далеко не полна. В идеале мудры и бандхи вообще не практикуются, поскольку занимающийся
выходит на уровень, когда начинает проявляться то, что и названо замками
и печатями. Эти приёмы разработаны, будучи наблюдаемыми во время спонтанных
проявлений. И это была попытка искусственно воспроизвести те условия и признаки,
которые на продвинутых стадиях появляются сами. Их проявление вызвано изменением
в поведении течения жизненности, и когда нечто подобное копируют намеренно,
это отчасти «цепляет» некие процессы, способствует постепенному запуску нужных механизмов,
как бы провоцируя нас к расшевеливанию того, чьим следствием это является,
будучи спонтанным. Итак, помимо запирания силы, обращения вспять её течения,
это ещё и модель признаков, свойственных продвинутым состояниям. Даже в их технической
части о них далеко не всё известно, иначе йога-залы выпускали бы пробудившихся
десятками. При самопроявлении можно точно утверждать, что запущены реакции,
которые уже не являются необходимыми для выживания и существования человека
как такового. И вот такая практика — уже нечто вроде ключа зажигания. До неё
требовалась работа, чтобы пробудить данную активность, и теперь она станет двигателем
огромных изменений. Она уже не что-либо закаляет, развивает или укрепляет. Она
— включает! Когда бандхи оживают, многое упраздняется, а кое-что, наоборот, добавляется.
Что такое ожившие бандхи, как это выглядит, что лежит в основе данного явления,
— это мы подробно рассмотрим далее, причём со всеми нюансами и нужными
объяснениями. Для начала, будет сделано некоторое отступление, на первый взгляд,
неуместное, но очень скоро всё расставится по местам, и польза такого отступления
станет очевидной, поскольку оно поможет как нельзя лучше описать суть явления.
Пожалуй, все знают, что такое судороги. Нас не интересуют глубинные причины
их появления, а только как они выражаются по месту возникновения. Болезненное
сжатие мышц. Чаще всего это происходит в ногах. Механизм их проявления по месту
одинаков, невзирая на то, какими причинами они вызваны. Это есть замедленный и
скудный кровоток при прежней интенсивности нервного импульса. Ткани, «обсыхающие»
из-за уменьшения количества крови в них, начинают острее реагировать на нервный
сигнал. Начинается подёргивание, а потом и схватка мышц. Другой вариант — это
когда с кровотоком всё в порядке, но сам импульс теперь сильнее, чем обычно, из-за
раздражения по ходу нервной линии, нарушения регуляции в нервных центрах и прочих
причин. Теперь он превосходит уровень увлажнения тканей, и те опять сжимаются.
Итак, в обоих случаях это преобладания нервного тока над кровью. В первом — из-за
понижения поступления крови, а во втором — из-за избыточного поступления самого
импульса. Это описание является примитивным, но нам и не нужно углубляться в медицину.
Тем более что, в конечном итоге, ткани сжимает нервный импульс, поскольку
проделать подобное больше нечему. Итак, нервный ток вызывает спазм ткани; удержите
эту мысль, а мы в данный момент вспомним зарисовку, что представлена мной не
так давно: о притоке и рассеивании жизненности. Жизненность притекает, это без сомнений,
ведь все мы живые, а вот места потери подробно рассмотрены в йоге и названы
окнами тела. Окна тела — это те участки, где жизненность рассеивается, и потому
по ним локализуются выполнения таких приёмов как бандхи (замки) и мудры (печати).
Они выполняются по отдельности друг от друга, но есть техники, объединяющие оба
приёма. Их задача — запирать силу по местам потери и оборачивать её течение вспять.
Уже здесь должны бы появиться вопросы. Эти приёмы хорошо изучены, их практикует
огромное количество людей. Если бы они несли тот результат, который им приписан,
то не привело бы это к тому, что сегодня пробудившихся ищущих было бы не меньше,
чем в древности? Позже станет понятно, почему это не так, а сейчас говорить об этом
преждевременно.

Продолжение

Если тело и жизненность уже подготовлены ранее проделанной работой, то способы
запирания жизненности по местам рассеивания не будут такими уж безрезультатными.
Выглядит это так: сила притекает к месту рассеивания, но нужный приём создаёт
препятствие на её пути. Этот цикл повторяется. Она, конечно, просачивается, но
из-за затруднения, тугости, образуется некоторая остаточность, которая в течение некоторого
времени после занятий тоже уходит. По мере усиления процесса такого
остатка образуется всё больше, и всё дольше он рассеивается после занятий, ведь жизненность
притекать не перестаёт. Всё доходит до того, что нагнетённость держится уже
довольно длительное время после занятий, в обычной повседневности, а кроме того,
сам цикл распределения силы на ваше текущее существование несколько «стопорится»,
потому как, согласно его движению, вы должны были понести некий расход. Но он
не произошёл. Это даст толчок неким смежным процессам, но сейчас мы продолжим
по рассматриваемой линии. При продолжении практики это уже не просто избыточность.
Она начинает быть похожей на эффект критической массы, поскольку сдержанный
объём силы уже не просто пребывает у мест рассеивания, а начинает оказывать на
них и на прилегающие участки ощутимое давление в попытке прорваться. Избыток и
давление не означают «раздутость», поскольку мы не имеем дело с воздухом. Это значит,
что по месту соприкосновения с тканями сила стремится вытекать, настолько тесно
она входит в ткани, «давя» их таким образом, что там даже может наблюдаться покраснение
и некоторый нагрев. Однако здесь срабатывает и другой принцип. Жизненность
перенапитывает ткани там, где пытается уйти, а ткани — это не только сосудистая,
но и обширная нервная сеть, которая тоже переполняется. Что происходит, если
нервная активность на некоем локальном участке вдруг многократно увеличится?
Вспоминаем отложенную мысль о судороге: ткани сожмутся! И происходит это ровно
по тем местам, где жизненность должна уходить из тела, и где практикуются бандхи и
мудры. Мощнейшее сжатие. Чем активнее жизненность давит на ткани, пытаясь вырваться,
тем сильнее она же себя и запирает, провоцируя ткани на сжатие как в местах
окон, так и по площади эффекта, близлежащие ткани. Здесь по месту срабатывает тот
же механизм, что и при судороге. Разница состоит в том, что за ним не стоит какойлибо
патологии. Не следует считать данное явление чем-то нездоровым. В его основе
нет болезненных причин, а с судорогой он имеет сходство лишь в самой последней части,
и, подчеркну, только лишь сходство! Вот та веха, когда в практикующем закладывается
зерно спонтанных процессов, когда то, что было упражнениями, оживает, появляется
«двигатель» и нечто большее. Все отдельно существующие реакции отныне
устремились к взаимодействию, потому что в пересечении всех возникших активностей
возникла их равнодействующая в виде механизма самовыстраивания того, что до сих
пор только слегка задевалось упорной практикой. Возникновение такого феномена не
является чем-то противоестественным телу. Это уже было в нас всегда. Сейчас собраны
воедино условия, при которых началась подвижность в таком необычном направле-
нии. Отныне вы больше вовлекаемый наблюдатель, нежели усердный деятель. Деятелем
стала сама практика. Она ожила.
С этого времени начинается то, что по мере усиления будет вытеснять необходимость
активных намеренных усилий с вашей стороны. Самопроявление, спонтанность
происходящего: вот что приходит на смену упорным стараниям. То, чем занимались
вы, начинает заниматься вами.
Итак, по месту рассеивания силы создаётся препятствие. Это не упраздняет самого
рассеивания, но замедляет, делает туже, что приводит к накоплению жизненности.
Повторяемость этих условий обеспечивает то, что несколько больший объём силы всегда
будет находиться около мест выхода, давя на них и отдавая нечто вроде «испарений»
во всё остальное тело. Эффект переходит из занятий в вашу повседневную жизнь.
Та разлитость избыточной жизненности, что поднимается из очагов «сгущения», оказывает
на вас своеобразное воздействие, а именно: вы войдёте в период, когда самочувствие
и настроение выравниваются неким непривычным и ни на что не похожим до
сих пор образом. Это не просто спокойствие или сдержанность, это некая ясность, но
совсем не та, которая бывает после хорошего сна. Это налитость силой, но она всё время
в некотором смысле «одинаковая». Она ощущается в режиме без спада и подъёма,
она тугая и даже немного «вязкая», но с возможностью совершить мгновенный рывок
без разогрева и из любого положения. Хотя это и прозвучит несколько диковато, но
проще всего сказать об этом периоде, что сейчас вы сами для себя одна сплошная
неожиданность.

7

Почему вязкость? Потому что тот избыток, что вас наполняет, не вливается в режим
суточного движения силы в рамках жизнеобеспечения. Он просто вас «наполняет»,
«переливается», может даже вовлечься в активность, а может просто вызывать необычные
ощущения. Сейчас ваш сон начнёт укорачиваться, а порог усталости отодвигаться.
Физическая сила будет нарастать, пищеварение замедлится. Во многих текстах
говорится о его усилении. Возможно, в контексте неких практик, что там подразумеваются,
это так и есть, но вот в случае прямого метода пробуждения силы всё происходит
именно так. Дело в том, что за физиологией, в том числе и пищеварения, стоят различные
спектрально-разделённые виды так называемых малых жизненностей. Сначала
движение происходит в них, и лишь потом — в нервной регуляции и в тканях. Сила, ответственная
за продвижение пищи, по своей тенденции течёт вниз. Однако в созданных
условиях она начинает несколько застаиваться на месте, а потом и вовсе намечается
динамика движения наверх, порой происходят срывы, подобно вырвавшемуся из
кастрюли клубу пара, и она доходит прямо до головы. В этот момент по верхней части
тела пробегут мурашки, кожа головы натянется, за лбом коротко «вспыхнет» приятная
налитость. Так проявляет себя апана (имя силы) там, где ей не в чем выразить себя
функционально. Пища в этот период практик подолгу застаивается в животе, но, как ни
странно, без сопровождающих обычно такое явление: вздутий, бурления, тяжести, —
ничего подобного. Равно как и то, что подолгу не приходит голод. Интервал между
приёмами пищи вырастет и будет расти дальше, а вот количество съедаемой пищи,
напротив, начинает сокращаться. Так само по себе происходит, без всяких усилий над
собой. Однажды вы просто замечаете, что наелись малым количеством пищи, а в следующий
раз вы захотите есть аж вечером, а то и на следующий день. Я в этот период ел
один-два раза в день, а иногда раз в три-пять дней. Это не было сделано намеренно,
просто совершенно не хотелось. Никакого ослабления или истощения не происходит.
Тело принимает оптимальный объём и уже не меняется.
Но давайте вспомним, что сейчас не только апана реверсирует, сейчас вообще
все виды жизненности смешиваются и давят на некоторые участки тела, а «пар» от таких
очагов интенсивности расходится по всему телу. Причём он, «перетекая» и «клубясь»,
также ещё и густеет день ото дня. Иными словами, очаг интенсивности не остаётся
на своём месте: он поднимается. Чем выше, тем больше и гуще такой «пар»
«натекает» в голову. Теперь давление за лбом непрерывное. Глаза непременно среагируют
на избыточно и не «физиологически» поступающую силу. Это создаст небольшой
дискомфорт. После занятий, переходя к повседневным делам, вы заметите, что
глаза повышено чувствительны, их будто обветривает, они суше обычного, и вы чаще
моргаете. Если вы посмотрите в зеркало, то заметите, что они раскрасневшиеся, но не с
выделенными сосудами, а ровно разлитая краснота, как простудная, или как при плавании
в морской воде. Два-три часа — и все эти неудобства проходят. Так будет некоторое
время. Это не только текущее свойство, это даже признак того, что «нечто» приблизилось.
Тело готово. Когда сила добралась до головы — это есть сигнал готовности.
Можно в любой момент ожидать нечто удивительное, и если для практикующего это
неизвестно, если он ничего не ждёт, и некому подсказать нужные сведения, то удивительное
может превратиться в страшное.
Дело в том, что жизненность не только накапливалась, она «растекалась», ища
выход! Нижние окна закрыты ею же, но остаются верхние, в районе головы. Это есть
рот, нос, глаза и уши. Рот можно сомкнуть, глаза зажмурить, остаются уши и нос. Так
вот, как только сила подберётся к горлу, и уже не испарением, а в той же густоте, в которой
она собиралась у мест рассеивания, здесь всё и произойдёт!
Очередное занятие. Вы прошли его и уже собрались подняться с места, но что-то
вас «задержало». Вы явственно ощущаете, что что-то происходит, но не можете понять,
что. У вас даже возникает желание осмотреться по комнате, да и себя охватить взглядом.
Вот оно! Осматривая себя, вы заметили, что грудная клетка двигается. Она сокращается,
как если бы вы делали выдох. Но дело в том, что вы не делаете сейчас длительного
выдоха! Сразу вы этого не заметили, потому что сокращение настолько медленное
и плавное, что намеренно воспроизвести подобное не так просто. Вы даже не
заметили, что не перешли к обычному дыханию, потому что настороженность от ощущаемой
не вашей активности настолько обескураживает, что ввергает в некий ступор.
А сейчас и подавно! Вы видите, как ваше тело проявляет странную активность без малейшего
приложения к тому сознательных усилий с вашей же стороны. Дальше произойдёт
следующее: когда выдох дойдёт до своей максимальной отметки, то там, где
обычно, если хотят продолжить выдох, происходит «довыжимка» с усилием, — там
продолжится такое же плавное сжатие без всяких дёрганий и усилий. Из вас удалится
буквально весь воздух! И теперь тенденция продолжающегося выдоха оказалась уже в
тупиковой точке: дальше сжимать дыхательный аппарат просто физически некуда.
Ровно с этой секунды картина резко противоположная. Куда девалась предыдущая
плавность? Теперь, когда движению выдоха некуда продолжаться, все мышцы, участвующие
в работе дыхательного аппарата, в одно мгновение сожмутся. Просто сократятся,
напрягутся, схватятся: как угодно. Это пугающий момент, когда человек не знает
о том, чего ждать. Он не поймёт, начнёт панику, растеряется, захочет вырваться из этой
хватки. Причём именно хватки, так как эта ужасающая реакция настолько мощна, что
намеренно воспроизвести напряжение такой же силы не представляется возможным, а
сама попытка «сжать» себя хоть наподобие немедленно отзовётся дискомфортом в
сердце. Сейчас же ничего болезненного не происходит, кроме понимания «ненормальности»
явления, того, что это точно не ваших рук дело, восприятия внешней по отношению
к вам силы. Ощущение, будто вас удав сдавил, а это просто собственные
мышцы: переживание такого более чем впечатляет! Теперь давайте разберём, что же
произошло...

Продолжение

Помните сжатые нижние участки? Сила пошла выше в поисках выхода, «прощупывая»
периферию тела, давя на неё. Таким образом она добирается до места расположения
верхних окон. Глаза и рот плотно сомкнуты. Остаются нос и уши. Она движется
к ним и «стекает», но не в том объёме, в котором должна. Этих окон не хватает на
выдерживание густоты всего потока, а поскольку густота заполнила всего человека,
срабатывает эффект критической массы. Нижний «спазм» как бы по цепной реакции
расползается по периферийным тканям и мышцам, которые с готовностью откликаются,
потому что уже напитаны «продавливающей» их силой. Тот медленный выдох на
самом деле есть начинающееся сокращение мускулатуры. Когда оно докатилось до
препятствия, невозможность сжать дальше дыхательный аппарат была спичкой, брошенной
в ёмкость, полную паров бензина. Всё сжалось рывком. Глобальная спастическая
реакция распространилась снизу и доверху. Полностью в неё не вовлечена лишь
голова, поскольку там ещё есть открытые стоки, кроме ротового дна и горла, а также в
районе пространства между углами челюстей. Челюсти сожмутся так, что вам покажется,
что можно стол перекусить таким давлением. Вот теперь вы воочию наблюдаете то,
что в древности названо спонтанно проявляющимися бандхами. Сейчас вы схвачены
суммой всех замков и печатей, существующих одновременно, кроме верхних, ведь открыты
окна носа и ушей. Ваше тело стало как доска от таза до горла. В скором времени
начинается их формирование, когда спастическая реакция, распространяясь, «проползает»
дальше: через горло ко всей ротовой полости, верхнему нёбу и носоглотке. Но
это будет чуть позже. В данный момент и ещё некоторое время всё будет происходить
как описано. Вам даже покажется, что, может, всё-таки это нечто ненормальное, но та
возгораемость всего вас, тот прилив сил, неизвестная до сих пор пронизывающая свежесть,
— вот что испытывается по завершении таких «спазмов». Это оставляет место
для мысли: «А может, не так уж оно и неправильно...»
Как бы пугающе ни выглядела начавшаяся реакция, никакого вреда она не приносит.
Ещё больше напугает то, что из неё невозможно вырваться, но это только на период
её полного формирования, потом она станет подконтрольна. Дело в том, что эта реакция
происходит из вашей жизненности, и она опирается всецело на ваши текущие
возможности. Большего она не потребует, ведь она — часть вас. Она не патологическая,
хоть и непонятная. Как только вы окажетесь около предела, причём сами того
ещё не заметив, ваше горло откроется, и воздух затянется в нос. Как только он вольётся,
даже не дойдя до груди, спастическая реакция полностью опадёт, стает, не вызывая
даже желания отдышаться. Вы готовы ко второму заходу, и так далее: несколько циклов.
Принцип здесь тот же. Повторяемость. Из повторяемости созрело и вышло новое
качество. Теперь его повторяемость, во-первых, полностью его сформирует, во-вторых,
начнёт собираться тот переход, к которому вас готовит ваше тело в этих новых услови-
ях. Мы ведь говорим о высшей йоге с позиции освоения её посредством телесных возможностей,
а ещё ни разу не коснулись процессов, связанных с кундалини, трансом.
Впрочем, то, что можно было ожидать, учитывая рассматриваемый предмет, — всего
этого мы ещё коснёмся. Мы к этому и идём, но от того, что предшествует этим значениям.
Продвигающие процессы, смежные им события необходимы, чтобы дальнейшее
было полнее осознано. Необходимо объяснить, из чего всё это вообще складывается.
Во всяком случае, в контексте такого пути.
стр. 18

8

Как вы могли заметить, данное описание отличается от способов, выдержанных в
классических древних источниках. Разница в том, что ровно о том же мы говорим не
завуалированно в мудрёных иносказаниях, сложных философских оборотах или специфических
йога-терминах, а понятным человеческим языком. Также я избегаю крайности
излагать материал в ключе всецело энергетических теорий, центров и подобного.
Оба этих способа недостаточны не только для начала практики, но и для сколь-нибудь
полного понимания предмета, который вы собираетесь изучать. Древние тексты не
страдали некомпетентностью. Специфичность их изложения принята намеренно. Источник
не должен становиться доступным для всех желающих, ведь это может привести
как к искажениям, так и к злоупотреблениям. То, что можно было бы назвать пошаговой
инструкцией к действию, — я вообще не встречал такого у древних писаний, хотя
допускаю, что есть и полностью понятные тексты, составленные, что называется, человеческим
языком, но их бессмысленно искать в каких-либо досягаемых источниках, что
тогда, что сегодня. Имеющиеся же труды обладают одной общей чертой. Они сильно
завуалированы самим способом изложения. Ко всему этому, они ещё и заведомо неполны.
Они лишь обозначают некие вехи, они — что-то вроде содержания, а главное
оставлено той самой устной передаче и линиям преемственности. Разумеется, речь
идёт лишь о материалах, представляющих сведения о йоге, а не вообще обо всей духовной
литературе Индии. Не везде нужно устраивать пробелы или шифровать текст.
Здесь мы как раз и заполним несколько таких пробелов и распутаем пару-тройку шифровок.
Данный текст не противоречит основным положениям йоги. Немалое число методов
основывалось на телесных практиках частично или полностью. Нет сопутствующих
и исчерпывающих знаний, сопровождающих эти методы, но это не отменяет того
факта, что телесно-ориентированная йога существует, и что она полностью самодостаточна.
На продвинутых стадиях занятий внутренние перемены провоцируют появление
некоторых реакций на это со стороны тела, находя, таким образом, своё выражение в
нём. Если искусственно моделировать признаки такого выражения, то оно начинает
цеплять, провоцировать тонкое и вызывать в нём перемены, которым свойственно
данное телесное реагирование. Мы крутим педали — и колесо вращается, но если крутануть
колесо, то педали тоже придут в движение, — принцип двусторонней связи,
функционально активной в обе стороны, или с любой стороны...
Я говорил о разных признаках, прирастающих до момента появления первого
глобального сокращения мышц, и что после него оно продолжит идти в том же
направлении, без видимых перемен. Видимых, но не внутренних. Сейчас в человеке
всё переделывается, причём счёт идёт не на годы или месяцы, а лишь на несколько
дней. Максимум — две-три недели. Следствием таких изменений станет небольшое
«заболевание». Это не болезнь в строгом смысле, а лишь похожий на неё набор ощу-
щений: может начать то знобить, то бросать в жар, сон станет прерывистым, «простудно
налитая» голова и прочие мелкие неприятности. Это происходит не непосредственно
во время занятий, а в вашей повседневной жизни. Это свидетельство внутренних
изменений, в том числе и физиологических. Когда они завершатся, они сделают вас
«нового», или правильней, иного, поскольку на самом деле ничего нового в вас нет.
Всё, что появляется, — это уже часть вас. Так как вы будете подготовлены, то на базе
этой «платформы» может выстраиваться следующий переход. То, что изменения произошли,
в том числе и физиологические, вы сможете наблюдать во многих своих проявлениях.
То, что раньше всегда было одним, станет другим. Дыхание будет понижающимся,
а не стремящимся к увеличению. Когда силы уже определятся, и пищеварение,
казалось бы, привыкнет к этому, оно опять понизится. Ещё больше, но уже без застаиваний
в животе. Всё будет перевариваться быстро, безнагрузочно, но вот желание есть
увеличит период своего появления. Дольше, чем до этого. Пульс понизится, хотя вас не
побеспокоят ни игры давления, ни упадок сил: общий тонус будет в норме. Эдакая
«пружина», спрятанная в спокойствии. Эти и другие новшества обнаружатся, когда
пройдёт стадия мнимого заболевания. Предыдущие шаги подготовили следующее
свершение, которое полностью созрело и появилось из ранее собранных условий, подобно
тому, как появляется пена на вершине гребня, будучи результирующим проявлением
всей поднимающейся волны.

Продолжение

Ваши занятия продолжались в прежнем ключе. Многое прежде, чем вы дошли до
сего момента, упразднилось: какие-то практики больше не нужны, они привнесли своё.
Позже добавится другое, а основным остаётся эта спастическая реакция. Она — то, с
чем мы пойдём туда, до чего вообще возможно добраться. Дополнительные методы
предназначены для усиления, выравнивания, компенсации. Это будет рассмотрено по
дороге к местам, где оно прилагается. А покамест каждое занятие — это цикл подходов,
завершающихся спонтанным бандхообразованием. К настоящему времени для
этого достаточно, сидя в удобном положении, просто резко выдыхать в наклоне, затем
выпрямиться. Остальное продолжается уже само. Не правда ли, это напоминает выполнение
удияны? К этому мы тоже вернёмся, и оно того стоит. Не так всё просто и с
этой, вроде, полностью известной бандхой. Достаточно сказать о лаконичном изречении
в одном из древних текстов о том, что одна удияна способна привести к вершинам
йоги. Её делают на всех занятиях по йоге. Она описана полностью. Кто заметил за ней
такую перспективность? Это с одной стороны, а с другой — это древнее утверждение, а
таковые попусту не делались. Есть ли что-то за этим? Больше, чем можно себе представить,
а кроме того, это ещё одна демонстрация, насколько таинственно и на самом деле
неизвестно то, что сегодня преподаётся, о чём пишется. То, с чем так лихо обращаются
— лишь верхушка айсберга.
стр.19

9

https://forumstatic.ru/files/0019/e5/8d/49321.gif

10

Каких-то особых дополнений на данном этапе не понадобится, за исключением
«коррекционных» мер. Что это такое? Это когда сила поднимается наверх, и, кроме ранее
перечисленных эффектов и похожих мелочей, ничего особо не происходит, но когда
она подошла к горлу, замкнув «путь натекания» и вызвав общее сжатие тела, —
здесь добавится штрих, могущий спровоцировать на ошибочное поведение. А именно:
хоть таких условий, как сейчас, в вашей жизни никогда не было, жизненность способна
двигаться таким образом и в таком направлении. Способна — не значит, что она готова
и охотно это делает. Мощность ощущаемого во время разлитой спастики настолько яркая,
что в ней теряются отдельные тона, маленькие детали. Нужно заведомо знать, чего
ожидать и как себя при этом вести, в противном случае распознать самостоятельно,
верный это ход или нет, более чем затруднительно. Жизненность не привыкла течь таким
способом, к которому вы «принудили» её, не оставив выбора. Выглядеть это может
следующим образом: на первых днях спастики вас выровняет, сожмёт и продержит
некоторое время в статике, но внутреннее давление жизненности возрастёт скачкообразно,
а не постепенно, как до этих пор. И очень скоро вы отчётливо ощутите, как вас
начинает скручивать в сторону, загибать вперёд, в бок и т.д. Если поддаться таким порывам,
отпустить себя, то вас действительно скрутит, и когда двигаться будет уже некуда,
вы застынете в таком положении, и та общая напряжённость усилится многократно,
будто бы в пламя добавили катализатор. Ощущения при такой аномалии более чем
эйфоричны, и может показаться, что ничего страшного не происходит. Так и есть. Не
происходит ничего страшного, как не происходит и ничего нужного для дальнейшего
развития. Просто сила рвалась в сторону, а вы пошли у неё на поводу. Она нашла форму,
в которую можно «стечь», и там начинает бесполезно и бесследно «выгорать».
Именно это и видится как усиление напряжения в данной форме и те приятные ощущения.
Когда уровень упадёт ниже критической массы, что вы так старательно собирали,
напряжение начинает смягчаться и вскоре полностью отпустит, оставив вас с эдаким
безболезненным, но, по-своему, очень неприятном самочувствии. Похожем на то,
как человек себя ощущает после сильного стресса, скандала, когда всё уже позади, но
ощущается какая-то пустота, безопорность, невозможность «воспрянуть» и другие похожие
вещи. Уже через сутки вы восстановитесь, через двое сможете продолжить занятия,
но если опять попадёте в такую же ловушку, да ещё и не раз — вот тогда и занятия
окажутся под вопросом, и здоровье под угрозой. Отсюда видно, какое определяющее
значение имеет полное знание о том, что делаешь, тогда, когда ваша деятельность сосредоточена
на линии соприкосновения жизненности и материи. Ряд мер позволяет
удерживать тело в нужном положении, но положение это не статично. Оно предполагает
специфические периодические движения, форма которых определяется тем, как
ведёт себя пытающаяся вырваться жизненность. Мы удерживаем её в нужном направлении,
обеспечивая не «варку» в образовавшихся условиях, а продолжение выстраивания
того, что будет следующим переходом, избегая, таким образом, топтания на месте
и продолжая начатое. Из точки, именуемой стартом, мы повели линию, и «инструменты-помощники»
позволяют этой линии продолжаться, а не переходить в ещё одну
уже ненужную точку. Уловки таких капризов силы разнолики, но у них есть ряд общих
признаков. По преобладанию какого-либо из них принимается соответствующая
контрмера.

Продолжение

Вот мы пробудили некоторые из нижних бандх и мудр. Жизненность стала накапливаться,
различные её виды — смешиваться друг с другом, всё это поднимается, ища
выходы, оттеняясь к периферии, вызывая периодические подёргивания мышц, пока
всё это не приходит к своему максимуму. Далее мы прошли созревание. То, что должно
образоваться, появляется. Вот он — тот момент, когда следующие изменения застают
вас врасплох, поскольку никаких мягких вступлений, предупреждающих признаков,
оно не «предоставит». Вы помните, что собраны лишь нижние замки и печати, а есть
окна и выше линии плеч. Сила добралась до горла, начинает опалять голову. Здесь
особо подчеркну одну сверхважную вещь! То, как до сих пор жизненность восходила,
поступала в голову, сначала «испарениями», а теперь подобралась во всей густоте, не
имеет ничего общего с различными йоговскими описаниями о восхождении в позвоночнике.
Там она была, но в виде резерва, который приходил в движение, только повинуясь
суточным циклам активности. Иногда те, кто хорошо очистил себя, обострил
чувствительность, разработал позвоночник, провоцируют сдвинуться этот объём силы
вне суточной регуляции. Это может сопровождаться необычными ощущениями: мягкими
или бурными — зависит от индивидуальных особенностей. Они приятны: увлекают
ум на себя, вызывают радость, наэлектризованность, даже волоски на коже
вздыбливаются, может быть много проявлений. И вот это принимается людьми за то
самое. Неведение заставляет их думать, что это преддверие подъёма кундалини, а то
он самый и есть! Они становятся «учителями» и ведут других к подобному. Причём они
никого не обманывают. Они искренне верят, что они или на грани великих достижений,
или уже «в полёте». Злая шутка собственной жизненности над ищущим или последствия
недостаточности необходимых сведений, называйте как хотите, но такое явление
хоть и приятно, но само по себе полностью бесполезно. Его можно достичь и без
накопления силы. Многие способы в сумме и при ряде располагающих условий могут
«сорвать» тот инертный резерв в позвоночнике и «протащить» его. Будет хуже, если
ощущение подвижности удержится на длительное время. Механизм для правильного
течения ещё не создан. Если происходит движение, значит, сила «по каплям выветривается».
Такое последствие реже, чем кратковременная подвижка, но есть риск
нарваться и на него...
Спастическая реакция поднимается через шею к горлу, челюсти сжаты, возможностей
верхних окон недостаточно для разгрузки подошедшего массива силы, и спазм
охватывает донную полость рта. До сих пор были оттоки на челюстные мышцы. Они
взяли на себя «пожар», чтобы более нежные территории не затрагивались, но сила всё
притекает, и то, что до сих пор избегало её, также вовлекается. Сокращение ротовой
полости — это стягивание. Так, будто она как резиновая, и её растягивают назад, как бы
в горло, вниз. Язык, крепящийся в самом основании края ротовой полости, вследствие
такой перемены переворачивается. Его основание стягивается назад и вниз, и из горизонтального
положения он принимает вертикальное. Подъязыковое соединение нисколько
этому не мешает, ведь это не сам язык задрался, а «платформа», на которой он
закреплён, сделала полукруг назад и вниз, что и перевернуло сам язык, а дальше сила
начинает влиять и на него, но совершенно особым образом. Он не сокращает мускулатуру,
а начинает метаться во рту, как бы вылизывая нёбо, боковые и передние зубы.
Пока длится заход, остановить такое движение невозможно. Суть в том, что язык срабатывает
как ещё один отток. Жизненность бьёт из него ключом, и это заставляет его
метаться из стороны в сторону, как незакреплённый шланг, по которому хлынул напор
воды. Проводя через себя силу, а следовательно, и жар, язык и сам становится ощутимо
горячим. Подтекающая снизу сила — это смесь спектрально разных жизненностей.
Она накапливалась хаотично и так же смешивалась. Всё это вызвало заметный разогрев.
Будто у вас внизу печь, и через горло этот жар поступает наверх, нагревая рот,
верхнюю носоглотку и голову. Особо это ощутимо в глазах: к ним будто приложили
нагретые на солнце камешки, и теперь краснота будет длиться дольше чем полдня.
Фактически на весь период этого нового цикла занятий у вас будут глаза человека,
больного гриппом или простудой
стр.22

11

От начала движения языка пройдёт около недели, для кого-то чуть больше, для
других же, напротив, меньше, и такое его буйство остановится так же резко, как началось.
Он откинется назад к горловой стенке и упрётся в самый дальний край верхнего
нёба. Да, вы удивитесь такому повороту, ведь недавно не то что туда, вы, возможно, и
до середины нёба не доставали. Но есть два фактора. Первое: то, что перевернулось
основание, на котором движется язык; и второе: пока он метался во рту, разогреваемый
и размягчаемый силой, он выработал весь возможный диапазон движений. Во рту
не осталось места, до которого он не смог бы достать. Вот так, уткнувшись в нёбо, он
начинает с силой давить на него, размягчая его как самим нажатием, так и проводимым
жаром. А всё потому, что текущая через него жизненность устремляется к носу,
вход в который расположен над нёбом. Другой рукав силы, идущий через горло, может
рассеиваться только в районе ушей, где также будет сильный жар. Когда при «налитой»
гриппозной голове человека ломит, и жар чувствуется даже в голове. Если обратить
внимание, наиболее сильно он собран в глуби ушей. При болезни сила теряется, и
этот жар — свидетельство повышенного расхода.
Когда язык принимает вертикальное положение, поток начинает сочиться более
направленно, проходить через изгибы нёба и больше касаться верхней части головы.
При этом глаза, теперь уже сами, сильнейшим образом зажмуриваются, будто пытаются
вдавить себя вовнутрь. Это тот же принцип спазма, что в самом начале цепочки.
Подтекло больше силы к месту, где она может выходить, но глаза закрыты, и их мышцы
так среагировали на подошедший избыток. Кожа головы натягивается в районе лба,
висков, выше ушей, затылок напрягается, давление за лбом многократно усиливается,
жар в нижних частях тела сделается неровным, порывистым, моментами резко усиливающимся
на мгновение, и это волной пройдётся до макушки, опаляя грудь, шею, подбородок.
Если бы сейчас на вас кто-то посмотрел, то увидел бы, что эти части покрылись
густым багрянцем. С этих пор появится ещё одно новшество. Сначала время от
времени и только при занятиях во рту появляется сладкий привкус, мимолётно, вы даже
не уверены, что это не показалось. Однако со временем вы понимаете, что точно не
показалось, так как вкус станет ярче и вскоре полностью «прорисуется». Ещё немного
— и вот сладость уже не иногда, а стабильно, при каждом занятии: с остаточным эффектом
и на чуть большее время после. Наступает время, когда она начинает появляться
и вне занятий. Так же: иногда поначалу, а после постоянно, по многу раз на день,
ровно или сильными наплывами. Эта сладость — тот самый легендарный нектар, что
образуется в месте, именуемом бинду-висарга — падающая капля. Он свойственен
всем и натекает в любом человеке по пещеристым протокам нёба и горла. Медленным
током он идёт к месту сглатывания пищи, где при глотании с едой, слюной или своим
плавным самотёком попадает в желудок и уничтожается. Это движение длится от самого
рождения всю жизнь. Многие перевёрнутые позы йоги своим омолаживающим
воздействием обязаны не механике тела, а небольшому сдерживанию нектара и его
усвоению вследствие этого. Для этого их надо выполнять длительно, поскольку по месту
верхнего тока он очень плохо усваивается. Вспомните випарита-карани, стойку на
голове: именно омолаживающее воздействие этим асанам приписывается при очень
длительном выполнении (разовом). Это как раз для того, чтобы усвоить каплю нектара.
Именно усвоить, а не переварить. Насколько нектар реален: он примешивается к слюне
и разбавляет вкус пищи в те периоды, когда натекает особо сильно. К этому не надо
прислушиваться. Это из тех обстоятельств, что сами обращают на себя внимание. И во
время еды, и когда вы ходите, работаете, что угодно, только не занимаетесь, а у вас по
полдня сладость во рту. Что это за вкус? Это, прежде всего, легчайшая, но пронзительная
сладость, иногда примешивается эдакий букет совершенно неопределяемой фруктово-цветочной
гаммы. Вы понимаете, что это похоже на фрукты, но даже если попытаетесь,
чисто для себя, разобрать, что за фрукты или фрукт, ничего не выйдет. Может,
потому, что до сих пор вы и не пробовали такой фрукт, а может, по совсем другим причинам.
Нектар усиленно вырабатывается от повышения объёма жизненности в верхней
части тела и от сильного воздействия языка на нёбо. Это особенно сильно стимулирует
каплю бинду. Пожалуй, все это знают, но, на всякий случай, если это не так, бинду
находится в верхней доле затылка. Там, где собирали пучок волос древние йоги, а сегодня
— кришнаиты. Знают ли последние, что это на самом деле такое? Этот пучок волос
— не ритуал, не символика служения или ещё чего-то, а часть практики! Ещё один
пример механического воздействия и его пользы: нужно ухватить пучок в строго определённом
месте, прямо над точкой бинду, сделать небольшую натяжку и так, с натяжкой,
и зафиксировать. На кожу в этом месте будет оказываться постоянное воздействие
от натягивания, и по принципу китайского лечения — прижиганиями, аппликациями,
давлениями и проч. — это таким же образом влияет на саму область бинду, активизируя
её и облегчая общую работу. Почему с кришнаитами не происходит усиления потока
нектара от действия, которое прямо на это направлено? Может, и происходит, но
это бесполезный шаг. Образуемый избыток точно так же двигается прежним родовым
путём и так же уничтожается. Процессы, происходящие при занятиях, благодаря спастике
и жару растягивают горло, нёбо, носоглотку, изменяют рельефность протоков, и,
как следствие, нектар начинает сочиться прямо в ротовую полость из-за края верхнего
нёба. Но даже это ни к чему не приводит. Это только признак созревания, готовности,
основное произойдёт дальше. Оставим пока нектар. Сейчас я немного сказал о нём
просто так, к месту, потому что он начинает проявлять себя в описываемом периоде
практики. Позже мы будем возвращаться к нему и уже при тех обстоятельствах, когда
он будет иметь значение не только в одном лишь присутствии.

Продолжение

Мы остановились на том, когда язык замер, давя на край верхнего нёба. Он давит
на него с силой и прогревая жаром, то и другое размягчает край, он становится эластичным,
всё более податливым, и наступает момент, когда он одним движением отгибается.
Язык тут же вваливается выше, уже за край. Там, где открывается полость
верхней носоглотки, он пронзает нёбо. В кундалини-тантре есть практика, именуемая
великим пронзанием. Разумеется, никаких подробностей к ней не прилагается. Ещё
точнее, это даже не совсем практика, это определённый момент практики, не просто
переходный, а некое значимое качество, важный участок. Много чего описано в современной
литературе об этом. Описано — в смысле, додумано: «Сядьте, представьте,
что-то. Это проходит через бинду» (через бинду, потому что полное название — «пронизывание
источника нектара», но, на самом деле, ворот нектара). Есть необходимость
говорить, что все эти трактовки, мягко говоря, неправильны. Открытие нёба — и есть
пронзание ворот нектара. Теперь он ощущается постоянно, а его объём натекания достаточен
для применения, когда сложится надлежащее свойство, а оно уже на подхо-
де. Из-за недостатка сведений эти значения нередко путают, а то и вообще считают одним
и тем же, что является грубейшей ошибкой. Пронзание и прокусывание источника
нектара. Пронзание происходит только с воротами, и это верхнее нёбо, а вот прокусывается
действительно источник. И это бинду, или луна — чандра. Пронзание происходит
на описываемых сейчас стадиях, а прокусывание — позже. Даже позже того, как
жизненность потечёт, наконец-таки, по спине. И вот сейчас собираются воедино все
факторы, которые заставят жизненность двинуться именно по этому пути. Уже совсем
скоро.
Когда язык проскользнул выше, все реакции усилились. Мощнее сжались челюсти,
сомкнулись глаза, тот «удав» туже затянул кольца на вашем теле. Всё, кроме давления
за лбом. Оно пропадёт, как только откроется верхнее нёбо. Такое давление в
своей природе имеет несколько причин происхождения, но по проявлению оно похоже
переживается, вне зависимости от того, от чего оно происходит. Когда разливающаяся
жизненность встречает наверху препятствие — это вызывает давление за лбом,
приятное, утягивающее. Когда нёбо открылось, подход к носу расширен, и избыток
слегка «стравливается», что снимает чувство давления. Оно периодически будет появляться
из-за перекрытия во время занятий. Другой вид давления — это начало непосредственно
энергетических изменений, открытия центров, находящихся в голове: и то,
и другое неотличимы друг от друга в своей начальной стадии.
стр.24

12

Освоенная языком новая площадка выше становится следующим местом для
опоры и отталкивания. Возможно, вы уже догадались, сейчас происходит формирование
важнейшего ключа, действующего узла, вершинного центра всей предыдущей
практики. Сейчас закладывается языковая печать. Та, что именуется кхечари мудра,
вьема-чакра: множество разных названий в разнообразии индийских традиций. Известна
эта печать и в других системах саморазвития: китайских, египетских, индейских,
даже древнеславянских. Сейчас много изучается славянского наследия, и мне могут
возразить, что ничего такого там не наблюдается, но не забудем о недоступности ключевых
практических материалов, что не обошли и древние славянские народы, это
первое; а второе — в редких источниках по славянским практикам можно найти некое
включение, вроде как вскользь, где язык прижимается к нёбу всем своим телом, перекрывается
нос, и из полости рта откачивается воздух, что вызывает полное прилипание
языка к нёбу, а после он начинает соскальзывать наверх. Это только фрагмент просочившейся
и большей по объёму практики, и она приводит к самопроизвольному полному
заворачиванию языка назад и дальнейшему проталкиванию наверх, и это принадлежит
всецело славянскому источнику. Печать кхечари является как мостом, объединяющим
собираемые процессы, так и носителем собственного огромного значения.
Она стимулирует активность всех центров головы, способствует не только ещё большей
генерации нектара, но и его единственно правильному и полному усвоению. Она создаёт
реверс в тенденции течения сил снизу. Если до сих пор они поднимались от
накапливания, то теперь она начинает их тянуть, и т.д. У неё много функций. И в данной
схеме она образуется как вершинная точка всего до сих пор проделанного. Начатые
процессы «вытесняют» себя дальше в виде этой печати, она — их фокусная точка: нечто
занявшееся, разошедшееся, не находящее себе выхода образует само себе переход
для следующего витка развития. Оно работало на образование этой печати, вытеснило
её в той форме, в которой та существует, и, возникши, ожив, она становится по-
требителем нижних процессов. Им есть куда и как продолжиться, а ей есть чем поддерживать
своё самосуществование, поскольку, проводя эти процессы, она и опирается
на них. Но это забегание вперёд, а пока мы просто пришли к тому, что такая печать
начинает потихоньку проявляться к существованию. Как же это происходит?
Рвущаяся снизу сила движется по шее и разделяется: часть сливается к ушам,
часть фонтанирует через язык. Сомкнутые челюсти — это ещё один замок, хоть он и не
описан в индийских источниках, зато описан в китайских. Сильно сжатые челюсти способствуют
не только запиранию окна-рта, но и направленному, усиленному подтягиванию
жизненности от основания шеи и выше. Часть такого замка — напряжённая шея,
но без пережатого горла. А такое очень редко, но можно встретить и в индийских источниках.
С силой напрячь шею, когда прана движется из тела в голову, дабы она не рассеялась.
Сегодня такие фрагменты читают просто как связка в тексте, не предавая им значения,
тогда как это — осколок настоящего и значительного действия. Такие осколки
вразброс встречаются в разных классических трудах и не обращают на себя внимания.
Открывшаяся перспектива стока в виде лицевого входа носа в череп заставляет
напор двигаться сюда, окна-уши не справляются и не могут сбросить нагнетённость,
поэтому поток как сильный, так и тугой. Со стороны ушей он выходит с сопротивлением
из-за своей густоты, но без дополнительных условий, а вот к носу он рвётся через язык,
протаскивая его за собой, или перед собой, об этом судить сложно. Проваливаясь вперёд,
он создаёт за собой заслон собою же, что опять повышает давление, и распространяет
динамизирующую стимуляцию прямо вокруг.

Продолжение

Она, в свою очередь, сливается
с той спастикой, что поднялась из горла. Сами стенки нёба и верхней носоглотки начинают
сокращаться. Нёбо открывается, укорачивая путь движения языка, а верхняя носоглотка
выравнивает свою рельефность настолько, насколько позволяет плотная составляющая
этой части головы. Открывающееся нёбо выглядит следующим образом:
оно растягивается от дальнего края в сторону передних зубов и расширяет этот зазор,
растягиваясь и в бока. Вне занятий у вас и язык нормальной длины, и нёбо выглядит,
каким и должно быть, но доходит до того, что активность всего начавшегося такова:
достаточно вам будет вне занятий, в любое время, просто напрячь шею и сжать зубы,
как тут же нёбо откликается на это и растягивается. Это станет рефлекторным! Верхняя
носоглотка ведёт себя так, будто она намерено открывается навстречу языку, убавляя
препятствия; не все изгибы выровнены, но всё же расстояние заметно уменьшается, и
вам не понадобится слишком длинный язык. Всё, чего недостаёт, сделает текущая через
него горячая жизненность. Она и растягивает, и наделяет эластичностью, разогревает,
проталкивает тем способом, на который рассчитана изменяющаяся рельефность
верхних путей. Движение языка с момента открытия нёба напоминает перелистывание.
Он подаётся вперёд, захватывает досягаемый край нёба и давит на него сверху
вниз, отгибая ещё сильнее и одновременно проталкиваясь чуть дальше. Само название
кхечари трактуется разными способами, и один из них — небесная страница. Не потому
ли, что специфика её формирования напоминает перелистывание? Так многократно
повторяется. Когда он продвинется чуть вперёд, добавится новая активность. Шею и
затылок начнёт оттопыривать назад, по-другому и не скажешь. Нет, их не заломит в загибе,
они останутся ровными, но тенденция такова, будто вы давите затылком в стену с
силой, при этом напряжены и шея, и затылок, они выровняются относительно друг дру-
га, а глаза, до сих пор просто сжимавшиеся, начинает сводить к центру, и когда они
«скосятся», дальше следует закатывание наверх, к верху переносицы, будто они смотрят
на неё сквозь сжатые веки. Действо это происходит довольно интересно. Идя к переносице,
они делают это не совсем сами. Вы почувствуете, что их словно жгутами
очень медленно центрирует, а они как будто сопротивляются, пытаясь вернуться к
прежнему положению, но ни в том, ни в другом нет ни капли лично вами приложенных
усилий. Всё происходит при «натяжении» в обе стороны! Наверх они закатываются так
же. Тот же жгут и та же оттягивающая противотяга вниз, но они всё равно закатываются.
Вот теперь, помимо разлитой ровной красноты глаз, добавится довольно сильное
покраснение до двух-трёх часов после завершения занятий. Но общие ощущения таковы,
будто вас из живого источника окатили. Это завораживает, пьянит, по телу плавает
переливающийся восторг.
стр.26


Вы здесь » И это пройдет » Эзотерические статьи » Сущность йоги


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно